на главную

Торфобрикетная фабрика.

Общие сведения.

Фабрика занималась переработкой, и упаковкой добытого на болотах торфа для последующей транспортировки к месту применения или хранения. Сама фабрика была сравнительно небольшая и имела несколько цехов, включая торфоперегруз на конвейер из вагонов узкой колеи, хранилище переработанного торфа и перегруз его в вагоны широкой колеи.

Территория самого завода была около 50 тысяч квадратных метров при общей площади заводских и складских помещений менее трёх тысяч. Производственные цеха находились все в одном здании, соединённом с торфоперегрузной горкой конвейерной галереей. Так же было хранилище и перегруз, соединённые с основным зданием. Южнее располагалось депо, трансформаторная будка, водонапорная башня (кирпичная построена в 1957 году) и прочие сопутствующие строения.

При фабрике был организован рабочий посёлок, получивший название согласно первому разрабатываемому здесь торфоучастку номер два. Сейчас название сокращено до "Участок №2". Те строения, которые видно с платформы Орудьево по обе стороны железной дороги относятся в основном к посёлку, включая бани и магазины.


Предыстория.

Орудьевская торфобрикетная фабрика (завод) была построена и открыта на рубеже 30 - 40-х годов XX века и просуществовала до 1991 года включительно. Строительство фабрики было начато с целью освоения и разработки торфяников в долине речки Кухолки и продолжения разработки торфяника на границе с Талдомским районом (позже торфоучасток номер семь). Основной причиной основания новой фабрики послужило строительство канала Москва-Волга (позже Канала им. Москвы), из-за которого была прервана доставка торфа с торфяников Дядьковского торфопредприятия на большую торфобрикетную фабрику в Мельчевке. Сооружение мостов или тоннелей было дороже чем строительство новой фабрики по переработке торфа, тем более что расположение новой фабрики рядом с железной дорогой широкой колеи значительно облегчало задачу транспортировки переработанного торфа.

Как уже упоминалось, при фабрике был рабочий посёлок, однако, на торфяных полях работали и жители окрестных деревень. Так например, на очевских карьерах работали некоторые жители деревни Очево и посёлка Облётово.

Для транспортировки торфа со столь дальних участков как Торфоучасток №7 или 3 одновременно со строительством фабрики была проложена стандартная железная дорога узкой колеи (750 мм). Помимо торфоперегруза первоначально было построено двухпутное депо, к которому позже пристроили ещё несколько секций, после чего оно приобрело форму буквы П. Известно что был деревянный сарай в котором последние годы проходили техобслуживание последние локомотивы (ЭСУ2А).

Фабрика прекратила своё существование не за долго после распада Советского Союза, как и многие не выгодные государственные предприятия. В России торф перестал считаться топливом государственного масштабы и многие торфопредприятия навсегда закрылись. То же произошло с Орудьевским и прочими окрестными торфопредприятиями (Мельчевка, Воргаш...). Всё оборудование и технику и рельсы рано или поздно сдали в металлолом а здания частично или полностью разрушили.


Руины.

На сегодняшний день фабрика стоит в руинах и восстановлению не подлежит. Всё оборудование из основного здания вынесено, а на крыше растут деревья. Торфоперегрузочные галереи и механизмы полностью демонтированы, остались лишь их подземные части. Однако, хорошо сохранилась Вышка, трансформаторная будка, бывшее здание депо и складские помещения. В здании депо сейчас располагаются склады местных строительных фирм. Узкоколейная станция и подъездные пути широкой колеи полностью разобраны. Переезд через ЖД у северной горловины станции закрыт.

фото фото фото фото фото фото


(c)Алексей Очередько. 6 сентября 2006г.
Содержание:

Общие сведения
Остатки ужд
Торфбрикетная фабрика
фото по теме
соседние ужд
из истории
о торфяниках


Сайт:

Главная
О сайте
Карта сайта
Авторы
Контакты
ССЫЛКИ
Архив новостей
Вопросы читателям


©Sandro, 2006. Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100